Детский сад №9 Метелица город Сургут

Конспект непосредственной образовательной деятельности

 «Познание»

(формирование элементарных математических представлений)

в группе среднего дошкольного возраста от 4 до 5 лет

по теме: «Путешествие на воздушных шарах»

воспитатель Ельцина Юлия Анатольевна

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, здоровье, социализация.

Цель: активизация мыслительной деятельности детей среднего  дошкольного возраста в развивающих математических играх.

Обучающие задачи:

· учить  выкладывать фигуры по заданной схеме - алгоритму, используя  блоки Дьенеша;

· учить считать до 5 (на основе наглядности), пользуясь правильными приёмами счёта: называть числительные по порядку;

· учить употреблять в речи выражение: «красных и синих кружков поровну».

Развивающие задачи:

· развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику, зрительное восприятие и память;

· закрепить названия геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

Воспитательные задачи:

· воспитывать любознательность, интерес к путешествию как форме познания окружающего мира.

 

Задачи интегрированных областей:

«Познание»:

- закрепить названия видов транспорта;

«Коммуникация»:

- способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

«Социализация»:

- воспитывать целеустремленность, взаимопомощь и умение взаимодействовать со сверстниками.

«Здоровье»:

- формировать умение применять физические упражнения для здоровья организма.

 

Предварительная работа с детьми:

· решение логических и конструктивных задач с использованием блоков Дьенеша;

· разучивание комплекса физкультминутки.

Предварительная работа воспитателя:

· подготовить демонстрационный и раздаточный материал;

· подготовить слайды с пейзажами;

· подготовить фонограмму.

Методические приёмы:

· Коммуникативная игра "Здравствуйте".

· Игровой (путешествие на воздушных шарах).

· Наглядный (использование схем-алгоритмов).

· Словесный (пояснение, вопросы, индивидуальные ответы детей).

· Поощрение, анализ занятия.

· Использование ИКТ.

Оборудование: магнитная доска, цифры, фигуры, строительный конструктор, стойки с указателями, обручи, проектор.

Демонстрационный материал: схема-алгоритм, геометрические фигуры.

Раздаточный материал: закодированные карточки, блоки Дьенеша, дидактическая игра "Цветная геометрия".

Структура занятия:

· Игровая ситуация: путешествие на воздушных шарах.

· Вынужденная посадка на остров.

· Необычные ворота волшебного города (названия фигур, счет фигур).

· Дидактическая игра "Цветная геометрия".

· Проблемная ситуация (решение детей восстановить разрушенный город).

· Постройка дорожек по заданному алгоритму.

· Динамическая пауза.

· Постройка "объектов" из блоков Дьенеша (декодирование информации, изображенной на карточках, связанных с блоками Дьенеша).

· Задание "Рассади цветы на клумбы" (выбрать множество предметов, объединенных одним свойством – цвет и форма).

· Рефлексия.

Ход непосредственной  образовательной деятельности

Воспитатель: здравствуйте, ребята! А вы знаете, что означает слово здравствуй?

Ответ детей.

Воспитатель: Правильно, ребята. Слово "здравствуй" - это приветствие и пожелание здоровья. Давайте поприветствуем друг друга и наших гостей.

Коммуникативная игра: "Здравствуй"  (дети выполняют движения под слова)

Весело шагают девчонки и мальчишки. 
Друга выбирают наши ребятишки. 
Здравствуй, здравствуй, милый друг, 
Оглянись скорей вокруг. 
Здравствуй, здравствуй, улыбнись 
И друг другу поклонись!

Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать?

- А как вы думаете, на чем можно путешествовать? (ответы детей)

- А я вам предлагаю отправиться сегодня в путешествие на необычном виде транспорта – на воздушных шарах!

- Получите билеты (раздаёт блоки Дьенеша), найдите стул с такой же геометрической фигурой, займите своё место.

 К стульчикам прикреплены гелевые воздушные шары и на  каждом стуле прикреплена геометрическая фигура.

Воспитатель: Все нашли свои места? Поднимите и покажите билет и блок. Молодцы! (дети убирают блоки под стул) КОРОБОЧКУ

- Итак, в путь!

Звучит музыка, на слайдах появляются красочные пейзажи.

Воспитатель: Ребята, посмотрите какая красота!!! Где мы с вами пролетаем?

Ответы детей (мы пролетаем над …, под нами …..)

Воспитатель: Ребята, ветер усиливается…  Впереди густой туман… Под нами остров. Мы вынуждены сделать посадку и переждать непогоду.

Слайды с островом, с загадочным замком.

- Ребята, остров  не простой. Посмотрите, перед нами старинный город. Хотите узнать что он в себе таит? Тогда вперед!!!

Дети встают со стульчиков и проходят к импровизированным воротам.

Воспитатель: Какие необычные ворота!  А что в них необычного?  ….. Какие геометрические фигуры вы видите на воротах города? …..

- Пройти через эти ворота и попасть в город может только тот, кто сосчитает все фигуры.

- Посчитайте сколько кругов изображено на воротах? Ответ детей.

- Посчитайте, сколько треугольников? Ответ детей.

- Сколько квадратов? Ответ детей.

Воспитатель: Молодцы! Смело проходим через ворота города.

- Ребята, если вы правильно сложите геометрические фигуры, то узнаете, кто живет и что растет в этом городе.

Дети проходят к столам и садятся на стульчики, проводится дидактическая игра "Цветная геометрия", (часть детей делают человека, а другая часть детей делают растение,  опираясь на модель изображения)

Подвести итог. Обобщение выполненной работы детьми ( выделение особых признаков фигур)

Слайд домика злого волшебника.

Воспитатель: Ребята, в городе случилась беда. Здесь похозяйничал злой волшебник и все разрушил. Как же быть? Неужели мы их оставим в беде?

Дети решают помочь жителям восстановить город.

Воспитатель: Злой волшебник разрушил дорогу и мы не можем дальше идти. Как  нам поступить?

Дети: Нужно построить новую дорогу.

Воспитатель: У нас есть подсказка - схема дороги. Назовите фигуры. Начинать строить дорогу можно с любой фигуры, но обязательно следовать строго по стрелкам.

Схема-алгоритм.

Совместная работа воспитателя с детьми.

Воспитатель: Мне нравится круг. Давайте начнем с него, (выкладывает круг) Какая фигура будет следующей? А потом?

- Ребята, одной дороги мало для жителей города. Как  мы можем им помочь?

- Да, ребята, мы должны потрудиться и построить побольше  дорог. Возьмите наборы геометрических фигур и постройте каждый свою дорогу для жителей города.

Дети выкладывают дорожки на полу.

Подвести итог.

Проводится динамическая пауза.

(Ритмическая гимнастика "Солнышко")

Раз, два, три, четыре, пять. 
Будем с солнышком играть. 
Раз, два, три, четыре, пять. 
Начинаем танцевать.

- Теперь можно отправляться дальше.

На пути стоят стойки с заколдованными указателями.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, злой волшебник и здесь побывал ( на столе разбросаны блоки). Поможем жителям восстановить город?! Мальчики восстанавливают дворец, а девочки – замок. Внимательно смотрите на схему и не ошибайтесь.

Работа детей с блоками Дьенеша.

- Молодцы, справились успешно. Я думаю, жители города будут довольны. Дорожки мы построили, дворец и замок восстановили. А теперь украсим город цветами.

Работа детей с блоками Дьенеша. Мальчики выкладывают в синий обруч все синие круглые фигуры, а девочки – в желтый обруч все желтые круглые фигуры.

Анализ проделанной работы детьми. Обобщение.

Воспитатель: Ребята, жители города благодарят вас за помощь, за то, что вы не испугались злых чар волшебника и помогли восстановить разрушенный город. А нам пора возвращаться в детский сад. Ветер уже давно утих и мы можем лететь. По местам!

Звучит музыка, на слайдах - пейзажи.

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие. И сейчас я предлагаю вам посмотреть фото репортаж о нашем путешествии на воздушных шарах. И  в память о сегодняшнем путешествии я дарю вам эти воздушные шары.  Мы отправляемся в группу, попрощайтесь с гостями. 

19 марта 2013 в 19:04

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.