Детский сад №9 Метелица город Сургут

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

 по теме «Игра - путешествие «Моя Югра

(«Познание»формирование элементарных математических представлений)

в группе старшего дошкольного возраста от 6 до 7 лет,

воспитатель А.А.Хасанова

 

Цель:уточнить и обобщить математические представления.

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание»(формирование целостной картины мира), «Здоровье».

Задачи:

Обучающие задачи:

- учить решать арифметические примеры и записывать их решение с помощью цифр и арифметических знаков;

- учить ориентироваться на плоскости.

Развивающие задачи:

 -закрепить знания о последовательности дней недели, времен года, месяцев;

- формировать навыки вычислительной деятельности; совершенствовать навыки прямого и обратного счёта;

-закрепить умения решать задачи на сложение и вычитание в пределах первого десятка;

 -создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания;

Воспитательные задачи:

-воспитывать самостоятельность,  интерес к математическим занятиям.

Задачи интегрированных областей:

«Коммуникация»:

-приучать детей к самостоятельности суждений, проявлять инициативу делиться своими знаниями,  активизировать словарь детей;

«Здоровье»:

- формировать навыки постоянно следить за осанкой.

«Познание»(формирование целостной картины мира):

-систематизировать знания детей о своеобразии жизни народов севера ханты, об основных видах промысла.

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская.

Предварительная работа воспитателя:

Подготовить демонстративный и раздаточный материал, презентацию по содержанию занятия.

Предварительная работа:

 Чтение сказок хантыйского народа. Беседы о жизни и быте коренного населения ханты, рассматривание иллюстрации. Знакомство с картой Российской Федерации, Ханты - Мансийского автономного округа – Югры.

Словарная работа: туесок, нарты, лабаз, угодье.

Дидактический материал:  карта ХМАО, карточки с цифрами, условная мерка (полоска с клетками), палочки Кюизенера,  лист бумаги в клетку для графического диктанта,набор треугольников.

Ход непосредственно образовательной деятельности 

(звучит музыка)

Дети стоят

Воспитатель:Ребята, когда сегодня утром я пришла в детский сад, Надежда Владимировна мне вручила  туесок,  в нем   письмо. На конверте написан наш адрес: группа «Полянка», детский сад «Метелица»,  ул. Ф. Показаньева г. Сургут».  Давайте прочитаем письмо: «Дети мои, группы «Полянка» я и мой внук Идэ приглашаем вас к себе в гости. Ждет вас. Бабушка». В письме вложена фотография. (Показывает фотографию).  Герои какого произведения нам прислали это письмо?

Дети:это хантыйская сказка «Мальчик Идэ».  Мальчик Идэ сначала всего боялся.  Бабушка его один раз одного оставила в лесу до утра. Тогда Идэ понял,  что ничего не надо бояться, ведь мужчины смелые, сильные.

 Воспитатель:где  живут народы ханты?

Дети:  народы ханты, живут на севере нашего округа, в тайге, по берегам реки Оби, вдали от городов. Они  очень смелые и сильные люди.

Воспитатель:чем же они занимаются?

Дети:они летом и осенью собирают ягоды черники, морошки, голубики, брусники,клюквы.  Разводят оленей, ловят рыбу,охотятся  на зверей. (1-3 слайды)

Воспитатель:(4-6 слайды) Ребята, это наш  Ханты- Мансийский округ,  добраться до хантыйских угодьев нелегко.Принимаем приглашение бабушки и Идэ? На машине нам не проехать, путь проходит через леса, болота. А как мы доберемся до них, вы узнаете выполнив графический диктант (графический диктант «Олень»). Саша, кто у тебя получился (олень),Вика кто поможет тебе добраться  до бабушки?   садитесь на нарты , поехали.

Путь долгий, пока едем «Математическая разминка» на стульях на ковре

 - посчитайте от 7 до 12, от 10 до 1,от 10 до 20.

 - назовите соседей числа 3, 6, 8.

  - упражнение «Найди ошибку» (слайд 7)

 «Продолжи цепочку».

 Времена года: лето… (осень, зима, весна)

 Весенние месяцы: март… (апрель, май)

 Дни недели: понедельник… (вторник, среда…)

 Сегодня вторник. Какой день недели будет завтра?

 Как называется пятый день недели?

 Сколько всего дней в неделе?

Подъехали к реке Обь. Но здесь нет ни моста, ни лодок. Что будем делать?

Дети:надо построить лодку или построить мост. Игра с палочками Кюизенера За столом (8-9 слайд)

Воспитатель:ребята, у вас на столе лежит карта.  Для того, чтобы построить мост нужно измерить ширину реки в том месте, где будет построен мост. (10 клеток) Плиты будем изображать палочками. Условие такое:Нужно брать только по 2 палочки Кюизенера: плиты могут быть разными по размеру и цвету и иметь своё арифметическое значение. Вместе они должны составить число 10.  Какие вы взяли?  Ответы детей.

 Вот построили мост  и перешли  через него.

Давайте поиграем.Устроим праздник. Игра называется «Хейро».

На стульях около чума. Задачи.Детей  встречает бабушка-хантыйка: проходите, гости мои  Меня зовут бабушка Манс-нэ, это мой внук Идэ,он тоже как и вы в этом году пойдет в школу. Это наш дом- чум. Мы здесь живем.(10 слайд)

 (11 слайд) У нас, кроме чума,  дальше есть  бревенчатый лабаз, который стоит на столбах, чтобы звери и насекомые не смогли залезть и испортить продукты. Дорогие математики,  нужна ваша помощь.  Решите, пожалуйста, вот такие задачи.Что такое задача, на какие части делится, вы знаете? (условие, вопрос, решение, ответ)

(12 слайд) В лабазе хранятся 4 корзинки с брусникой, 3 корзинки с морошкой.

Сколько корзинок ягод всего?  Какое условие задачи, вопрос, решение, задачи.

(13 слайд) 2. Осенью мы собрали с моим внуком Идэ 9 мешков с кедровыми шишками.  2 мешка отправили своим родственникам.Сколько мешков шишек осталось?

(14 слайд) 3. По следующей картине попробуйте составить задачи сами.

 На полке стояли 8 банок варенья с черникой, 4 банки с черникой за зиму съели.Сколько банок варенья осталось?

 

За столами

Бабушка:Спасибо, вы мне очень помогли. Расскажи, Идэ, гостям, чем ещё кроме сбора ягод,орехов, занимаются ханты.

Идэ: Мы, ханты- ещё умелые охотники. Охотимся на белку, зайца, лису, лося, медведя , чтобы добыть пушнину и мясо. Меха мы продаем, шьем одежду, а мясо едим.

Давайте проверим, кто из вас  «Самый сообразительный охотник» Кто решит, покажите ответ на карточках).  Каждому ребёнку даются карточки с цифрами: 10,3, 9, 2.

Воспитатель-бабушка читает задачи:

 

«8 зайчат по дорожке идут,

За ними вдогонку 2 бегут

Так сколько же всего по дорожке лесной

Торопятся домой зайчишек зимой»? (10)

 

«Вотмедведица идет

Двух медвежат своих ведет

Сколько здесь всего зверей

Сосчитай-ка поскорей» (3)

 

Реши примеры (слайд 15)

 

(16 слайд) Идэ: ханты  замечательные рыбаки. А знаете, каким способом мы ловим рыбу?   Рыб в озерах и реках очень много: это муксун,  язь, щука, карась, окунь.  

Пальчиковая игра: «Окуни»

Пять маленьких окуней                                           Показываем 5 пальчиков.
Играли в реке,                                                Выполняем волнообразные движения в воздухе.
Лежало большое                                              Руки прижаты друг к другу;
Бревно на песке,                                              переворачиваем их с боку на бок.
И рыбка сказала:                                              Ладони сомкнуты, чуть округлены.
“Нырять здесь легко!”                                    Выполняем ими "ныряющее" движение
Вторая сказала:                                               Качаем сомкнутыми ладонями
“Ведь здесь глубоко”.                                     (отрицательный жест).
А третья сказала:                                            Ладони поворачиваем на тыльную
“Мне хочется спать!”                                   сторону одной из рук (рыбка спит).
Четвёртая стала
Чуть-чуть замерзать.                                    Быстро качаем ладонями (дрожь).
А пятая крикнула:
“Здесь щука!                                                  Запястья соединены;
Плывите скорей,                                           ладони раскрываются и соединяются (рот).
Чтобы не проглотила

Нас окуней!”

 

От рыбаков вам такое задание  «Составь рыбку»,  для этого нужно сложить из треугольников фигур рыбку по представлению, кто затрудняется в выполнении задания - по графическому рисунку.

 

 

 Дорогие ребята, вы мне очень понравились, я дарю вам туесок. (Дает туесок) До свидания,приезжайте  летом на лодках.

 

Закройте все глаза:

 Раз,два, три, четыре, пять –и мы в садике опять.

 

Итог занятия.

Воспитатель:давайте посмотрим, что лежит в туеске?

Открывает:

Что для вас было трудным?

Подведение итогов, рефлексия. (звучит музыка )

Мне понравилось, как мы с вами путешествовали. Мы преодолели много препятствий, где вы показали себя умными, внимательными, сообразительными. Вы все молодцы.

 

19 марта 2013 в 19:10

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.